Форум » Вивьен Ли » Биография Вивьен Ли » Ответить

Биография Вивьен Ли

YaNa: Все началось с Вивиан Мери Хартли...

Ответов - 25

YaNa: "Раз в поколение появляется леди, от которой не может отвести глаз весь континент", — сказал о Вивьен Ли актер и режиссер Орсон Уэллс. Зрители называли ее "Мисс витамин В" — такова была ее жизнерадостная красота, вызывающая ощущение счастья. Она была и до сих пор остается одной из красивейших женщин мира, и ее Скарлетт О'Хара вот уже больше 60 лет победоносно смеется и плачет с экранов, и не один, а все континенты не могут отвести от нее глаз. Обладательница двух "Оскаров", создавшая в кино и на сцене образы леди Гамильтон, Клеопатры, Офелии, Джульетты, актриса умерла в расцвете таланта. И кто знает, что же на самом деле явилось причиной ее драмы, ее смерти – душевная болезнь, туберкулез? Или старание убило великую Вивьен, неутоленная любовь, разбитое сердце?.. Вивиан Мэри Хартли (так звали нашу героиню) родилась в ноябре 1913 года в Индии, которая была в то время английской колонией. Ее мать — набожная католичка — отдала семилетнюю дочь в монастырскую школу, уже в Англии. Девочке не нравился монастырский аскетизм, зато именно он воспитал в Вивиан твердую волю и умение идти к поставленной цели. Училась она отлично и получила, в конце концов, блестящее образование. Особенно любила историю, литературу, живопись, музыку. Очень рано осознала свой талант и приняла решение: "Я стану великой актрисой!" Так случилось, что сразу после школы Вивиан вышла замуж за адвоката Ли Холмана, который был старше ее на 14 лет. Через год у них появилась дочь, однако Вивиан не оставила мечты об экране и сцене. Муж был против этих планов, и все же Вивиан удавалось играть крошечные роли в рекламных роликах, эпизоды в кино, в театре. Первый успех пришел к ней, когда Вивьен Ли (таков стал ее артистический псевдоним) сыграла в спектакле "Маска добродетели". В театральных кругах Лондона начинающую актрису приняли всерьез. Тем временем Вивьен Ли пережила настоящее потрясение — ;ее кумиром и в сердце, и в искусстве стал актер Лоренс Оливье. Она ходила на все его спектакли, познакомилась с Ларри, твердо решила связать с ним свою судьбу навсегда. Но актер был женат, сама Вивьен тоже была замужем, и поначалу их отношения оставались просто симпатией. Позже Оливье вспоминал, что его заворожила "удивительная, невообразимая" красота Вивьен. Вместе они попали в Голливуд на съемки фильма "Огонь над Англией". Здесь вспыхнула страстная любовь, как оказалось у Вивьен — до конца жизни. Ни жена Лоренса Оливье, ни муж Вивьен Ли долгое время не давали развода. Звездная пара смогла официально обвенчаться только через шесть лет. К тому времени Вивьен была уже знаменитой на весь мир. Эпопея "Унесенные ветром" завоевывала сердца миллионов кинозрителей. Роман "Унесенные ветром" был чуть ли не национальным достоянием США. Когда пришло сообщение, что готовится его экранизация, вся Америка следила: кто будет играть главные роли в будущем фильме. На роль главной героини Скарлетт претендовали почти полторы тысячи актрис, включая самых прославленных звезд Голливуда. И когда продюсер остановил свой выбор на англичанке Вивьен Ли, многих одолевали сомнения. Но Вивьен сыграла так блестяще, что американцы признали ее за свою. Она получила за эту роль свой первый "Оскар" (второй получит через двенадцать лет за картину "Трамвай "Желание"). Слава по обе стороны Атлантики у Вивьен Ли была неслыханной. Фильмы с ее участием (например, известные у нас "Леди Гамильтон" и "Мост Ватерлоо") принимались с восторгом. Муж стал относиться к успеху Вивьен с долей раздражения и ревности. Отношения в актерской семье стали не столь радужными, как об этом говорили на публике Ларри и Вивьен, как об этом писала пресса. Актерская пара вместе снималась в кино, вместе играла на сцене, со стороны их жизнь выглядела счастливой сказкой. Но, как и в сказках, за фасадом успеха и радости зрела жестокая драма. Еще в 1945 году у Вивьен Ли был обнаружен туберкулез легких. Болезнь подействовала на психику актрисы, начались припадки безумия, во время которых Вивьен бросалась на мужа с кулаками, а потом ничего не помнила. Ее лечили и от туберкулеза, и от психического расстройства, доходило до ужасных сеансов электрошока, но становилось только хуже. Вивьен была не слишком прилежной пациенткой, она считала, что лучшее лекарство — это любовь Ларри. Хотела завести ребенка, но у нее ничего не вышло. В редкие просветы Вивьен успевала выступать в кино и на сцене. Однако прогрессирующая болезнь приводила и Лоренса Оливье и Вивьен к все большему и большему отчаянию. Устав от безнадежности, Лоренс Оливье завел роман с молодой актрисой. В день 45-летия Вивьен он подарил супруге бешено дорогой "роллс-ройс" и тут же объявил о разводе. Разумеется, Вивьен пережила развод очень тяжело, но никогда и никому не позволяла плохо отзываться о Ларри. И хотя возле нее находились мужчины — от новых до старых друзей, Вивьен не пошла на любовные приключения, надеясь, вопреки здравому смыслу, что Ларри еще вернется к ней. Только волевой характер девочки из монастырской школы позволил Вивьен еще много лет находить силы, чтобы улыбаться и шутить, быть добрым другом для своих друзей, оставаться великой актрисой, продолжающей восхищать поклонников театра и кино. Но всему приходит конец. В последних числах мая 1967 года лечащий врач сообщил Вивьен, что туберкулез захватил оба легких, что положение критическое и надо немедленно ложиться в больницу. Уставшая от бесполезного лечения Вивьен отказалась. А через полтора месяца, 7 июля 1967 года, величайшая актриса ХХ века скончалась. Ей было чуть больше пятидесяти лет, ее талант еще не иссяк, она могла еще и танцевать на сцене, и играть трагедию. Но злой рок сделал трагедией ее жизнь и смерть. Последний ветер унес Вивьен Ли в теперь уже посмертную славу. *** *** В семье ее ласково называли Вивлинг — от английского "дарлинг", дорогуша. Вивиан Мэри Хартли родилась 5 ноября 1913 года в Индии, у самого подножия Гималаев. По индийскому поверью, если мать перед родами смотрит на горы, ребенок будет обладать совершенной красотой. Ее мать, строгая католичка Гертруд, и отец, Эрнест Хартли, обаятельный повеса, не очень-то ладили. Разлад в семье оборвал детство семилетней Вивиан — ее отдали в монастырскую школу "Святое сердце" в Англии. Все здесь было для нее чужим и невыносимым: пасмурное небо, серые цвета комнат и одежды, строгие нравы. Казалось, тяжелые двери, захлопнувшись, не только отрезали ее от прошлого, но и напрочь отгородили от радости и самой жизни... Вивиан тосковала по дому, но ожесточение или злоба не коснулись ее сердца. Наверное, именно здесь, в одиночестве и слезах, она обрела тот дар любви и самоотречения, что всю жизнь давал ей силы и питал ее высокий талант. В школе с Вивиан произошли два события, определившие ее судьбу: сырой климат Туманного Альбиона "наградил" девочку слабыми легкими, а первые встречи с искусством зажгли в ней желание стать актрисой. Вивиан любила историю, литературу, музыку, она превосходила ровесниц в духовном и интеллектуальном развитии и оттого была довольно одинока. "Я буду великой актрисой!" — решила девочка, когда ей исполнилось 10 лет. Театр! Вот прекрасный мир, где ей никто не нужен, где нет одиночества! В 1932 году Вивьен Хартли — такова ее девичья фамилия, поменяв еще несколько монастырских школ, получила прекрасное образование — свободно говорила на трех языках, знала музыку и драматическое искусство — поступила в Королевскую Академию драматического искусства. Едва окончив школу, 17-летняя Вивиан выходит замуж за 32-летнего Герберта Ли Холмана — юриста, окончившего Кембридж, который был старше ее на 14 лет. Брак был счастливым. Все складывалось хорошо: через год у молодоженов родилась дочь Сюзанна, жили они душа в душу. Вот только не нравилось Ли Холману увлечение жены театром. Но для Вивьен это был единственный возможный способ существования. Вскоре девушка поняла, что семейная жизнь вовсе не то, о чем она мечтала. После рождения дочери Сюзанны о сцене пришлось на время забыть. Вивиан страдала, она не мыслила жизни без театра, ей казалось, что семья, ребенок — тяжкие цепи, не дающие взлететь... "Лучезарное материнство еще не снизошло ко мне", — признавалась она. Ли Холман был добрым, любящим мужем, но не одобрял ее занятий и желал видеть жену дома Постепенно назревал разлад. Ей прочили блестящее будущее, но муж не разрешил Вивиан подписывать какие-либо контракты, и ей приходилось сниматься для рекламы сигарет и играть крошечные эпизоды в кино. Но ее заметили, о ней заговорили в театральных кругах, и вскоре она получила настоящую роль — в спектакле "Маска добродетели". Так появилась актриса Вивьен Ли — она взяла для сцены второе имя мужа и слегка изменила свое. Началась успешная карьера, но с мужем они теперь почти не виделись, семья отошла на второй план. Вивьен вернулась в свою стихию. Как бабочка на пламя свечи, она летела к главной встрече своей жизни, той, что принесет счастье и муку, великую любовь и великое отчаяние и в конце концов погубит ее... ...И вот, случилось событие, которому суждено было перевернуть всю жизнь Вивьен. В 1934 году oна увидела на сцене молодого Лоренса Оливье и влюбилась с первого взгляда, безумно. Он казался ей Идеалом, о котором она мечтала с юных лет. Они станут звездной парой и пойдут рука об руку к сияющим вершинам искусства и любви! "Вот человек, за которого я выйду замуж", — решила она, будто забыв, что у нее есть муж и дочь, да и Оливье был женат на известной актрисе Джилл Эсмонд, у них только что родился сын Тарквиний. Впервые Вивьен увидела Лоуренса на сцене — и этого оказалось достаточно. Она вновь и вновь покупала билеты на спектакли с его участием. Вот как рассказывает об этом один из биографов актрисы: "...Всю свою юность Вивьен ждала появления Героя, который откроет ей настоящий мир — великой любви, подлинной красоты, великого искусства. Ли Холман обманул ее мечту, а теперь она становилась свидетельницей возрождения грезы. Ее Герой, ее человекобог кланялся публике, завороженной его темпераментом, мужской силой и жизнелюбием. Она прошептала: "Вот человек, за которого я выйду замуж!" Оливье не остался равнодушным к 21-летней красавице: "...Я остановил свой взгляд на обладательнице этой удивительной, невообразимой красоты", — писал он. Вскоре их вместе пригласили в Голливуд сниматься в фильме "Огонь над Англией". Взаимная симпатия быстро переросла в горячую привязанность, а затем в любовь, и вскоре они уже не представляли жизни друг без друга На съемках оба поняли, что не смогут вернуться к прежней жизни.Это было самое счастливое время для Вивьен: "... помню каждое мгновение, что мы были вместе. Мы были так молоды..." Вместе сыграли в "Гамлете", поставленном в театре "Олд Вик" и имевшем огромный успех. На пути восхождения Вивьен к вершинам славы важной вехой явилось ее блистательное исполнение роли Скарлетт О'Хара в "Унесенных ветром". А.Уолкер в своей книге "Вивьен Ли. История жизни" отмечает: "Поиск кинематографической Скарлетт занял два года и обошелся в 92 000 долларов. Были рассмотрены кандидатуры 1400 претенденток, среди них такие звезды, как Кэтрин Хепберн, Бетт Дэвис. 90 из них принимали участие в пробах. Вивьен буквально ворвалась к режиссеру со словами: "Привет, я Скарлетт О'Хара!" Взглянув на нее, продюсер Дэвид Селзник сразу понял, что нашел настоящую звезду. Пробыв в Голливуде всего три недели, Вивьен получила самую желанную роль в кино". Вивьен отдавала работе все силы. Слабая здоровьем, она работала круглые сутки, чтобы поскорее вернуться в Англию, к любимому. Путь к славе и признанию сопровождался сложными и мучительными личными переживаниями: жена Оливье и муж Вивьен не давали согласия на развод. У Вивьен несколько раз происходили нервные срывы — как считали и сама актриса, и ее окружение, то был результат переутомления от напряженной творческой работы (часто ей приходилось спать всего 4-5 часов), и от сердечных переживаний. Наконец препятствие было преодолено. В 1940 году Вивьен наконец стала леди Оливье — они поженились тихо, скромно, без прессы, хотя оба к тому времени были уже знамениты, а Вивьен успела получить "Оскара" за "Унесенных ветром". Премьера фильма в 1939 году в Атланте была грандиозной. 80 000 жителей высыпали на улицу, это был национальный праздник Америки. Вивьен Ли покорила капризный Голливуд, теперь продюсеры наперебой предлагали ей роли. "Она светилась, поражала красотой и сияла", — вспоминали современники. У нее было лицо, которое не требовало косметики, — и такой она оставалась всю жизнь. Вивьен Ли стала всенародным кумиром. Казалось бы, все сбылось и наладилось. Но... В 1945 году прозвенел первый тревожный звонок. Во время игры на сцене у Вивьен случился странный приступ: чередование крайнего упадка сил и сильного возбуждения. Позднее появился и начал усиливаться кашель, она стала резко худеть. Врачи диагностировали туберкулез, но Вивьен продолжала работать до тех пор, пока ее не увезли из театра прямо в больницу. Болезнь усугублялась частыми нервными срывами. Его же раздражали и пугали ее припадки, во время которых она не узнавала его и даже бросалась на него с кулаками Известен такой случай со слов биографа Энн Эдвардс: "Однажды вечером они обедали вдвоем и вполне мило беседовали, когда ее настроение неожиданно изменилось. Ее голос стал резким, а когда он попробовал успокоить ее, она атаковала его, сначала на словах, а затем и физически... Впервые в жизни она вела себя как совершенно чужой человек, и он не знал, кого звать на помощь. Немного погодя — это время казалось вечностью, но длилось не более часа — она собралась в комок и разрыдалась на полу, не подпуская его к себе. Когда приступ прошел, она не помнила ничего. Оба были перепуганы, и она ласкалась к нему, как ребенок. Они все еще любили друг друга, и эффект этого приступа для Оливье был ошеломляющим". Муж поместил Вивьен в клинику, где лечили электрошоком, отчего ей становилось еще хуже. Уверенная, что ее спасет только его любовь, она умоляла Лоренса забрать ее домой. В периоды улучшения она становилась прежней Вивьен, снова и снова возвращалась к работе. Именно в те годы она сыграла в театре трагические роли — Клеопатру, Антигону. Через шесть недель лечения появились первые признаки улучшения, а весь следующий год ушел на восстановление сил. Вот тогда и возникла трещина в отношениях Вивьен и Оливье — он был уязвлен ее триумфом. Мечтая сделать из Вивьен "настоящую актрису", он считал ее своей ученицей, и вдруг оказалось, что она не нуждается в его опеке и, быть может, даже превосходит его талантом. Тщеславному Лоренсу было нелегко смириться с этим. "Все в порядке до тех пор, пока командует мужчина", — любил он повторять. Охлаждение Оливье, его ревность к ее успеху приводили Вивьен в отчаяние. Но отчуждение между супругами нарастало, и чем больше Вивьен боялась потерять своего Ларри, тем больше он избегал ее. Она мечтала о ребенке, надеясь спасти их отношения, но у нее случилось несколько выкидышей. Депрессия усиливалась. Приступы депрессии провели резкую, невидимую другим, но решительную грань. Великая любовь тихо агонизировала... Отчаяние Оливье было искренним, но теперь он жалел не ее, а себя Накануне Рождественских праздников 1946 года возобновившиеся приступы побудили Лоуренса Оливье просить Вивьен обратиться за помощью к психиатру. Она отказалась. В 1951 году Вивьен получает второго "Оскара" — за фильм "Трамвай "Желание". Знаменитая театральная актриса, любимая всеми кинозвезда, она много лет играла свою самую трудную роль — супруги великого сэра Оливье. Стремясь показать, как мало значит для нее слава, она пренебрежительно забросила золотые "оскаровские" статуэтки, а одной из них подпирала дверь спальни — и все для того, чтобы не ранить самолюбие обожаемого супруга. Всегда и везде Вивьен старалась подчеркнуть его превосходство, но он становился к ней все холоднее... "У меня был выбор, — вспоминает Вивьен, — быть актрисой или просто женой Ларри". Она не умела быть "просто женой", она была великой актрисой, и будь это не так, Оливье никогда не оставил бы ее. Внешне они оставались звездной парой, вместе играли в шекспировских трагедиях, которые Оливье ставил на сцене английского театра "Олд Вик", снимались в кино, с успехом гастролировали. Повсюду их встречали овациями. Казалось, жизнь Вивьен безоблачна и прекрасна, она получила все, о чем мечтала, все отмечали необыкновенно веселое и счастливое сияние ее синих глаз, жизнерадостный характер, обаятельный незабываемый голос. Но за сверкающим занавесом происходила невидимая трагедия. Следующая серия аналогичных приступов последовала в апреле 1952 года. В то время Вивьен Ли стала злоупотреблять спиртным, что в сочетании с лекарствами от туберкулеза только усугубляло положение. Оливье к тому времени был убежден, что его жена психически больна, и на этот раз она вняла его уговорам и позволила пригласить психиатра, однако не приняла его советов. В конце 1952 года Вивьен Ли и Оливье получили предложение сняться в фильме известного режиссера У.Дитерле"Прогулка слона" — мелодраме из жизни цейлонского плантатора. Оливье отказался, и на мужскую роль был приглашен — по желанию Вивьен — актер Питер Финч. В феврале 1953 года съемочная группа отправилась на Цейлон. При этом Оливье не протестовал против того, чтобы его жена работала в тяжелейших условиях тропического климата. К концу натурных съемок у Вивьен, страдавшей от влажной жары и одиночества (и то и другое она переносила очень тяжело), начались галлюцинации. Актриса одна бродила ночами, принимала Финча за Оливье и называла его Ларри. Ее состояние сделало невозможным продолжение работы над фильмом. Продюсер принял решение доснять фильм в Голливуде. Лишь забота жены Финча помогла Вивьен перенести перелет, и первая неделя в Америке прошла благополучно. Однако затем ее состояние опять резко ухудшилось. Оливье договорился о помещении Вивьен в одну из английских психиатрических лечебниц. Перелет в Англию через Нью-Йорк был очень тяжелым; в пути актриса вновь испытывает приступ, который на этот раз носит буйный характер — она пытается порвать на себе одежду и выпрыгнуть из самолета. Оливье в полном отчаянии. К вечеру Вивьен доставили в психиатрическую клинику доктора Фрэйденберга. Но даже в этом состоянии она умоляла Оливье взять ее домой... Лечение в клинике включало в себя такие процедуры, как заворачивание в ледяные простыни и кормление одними сырыми яйцами. Об этом периоде своей жизни Вивьен Ли вспоминает так: "Я думала, что нахожусь в каком-то приюте для умалишенных. Я отчаянно кричала, чтобы кто-нибудь помог мне выбраться оттуда". Ей назначили электрошоковую терапию. Это было первое из многих ужасных испытаний, которым ей пришлось подвергнуться. Шоковая терапия подействовала на Вивьен роковым образом. Лоуренс Оливье видел, насколько сильно менялась его жена с каждым сеансом электрошока. "Я могу только сказать, — вспоминал он, — что под их воздействием Вивьен изменялась неузнаваемо. Она становилась совсем не той женщиной, в которую я когда-то влюбился. Она теперь была мне настолько чужой, насколько это можно представить и насколько это вообще возможно. Что-то с ней произошло. Это трудно описать, но это было абсолютно очевидно". Истерзанная и перепуганная таким "лечением" Вивьен приложила все усилия, чтобы вырваться из больницы. Как только это удалось, ее состояние стало быстро улучшаться. Биограф актрисы отмечает, что в этом не было ничего удивительного, и в качестве доказательства приводит мнение одной из знакомых звезды: "Приступ в Голливуде был одним из ее кратковременных кризисов. Но окружавшие ее люди видели это впервые и впали в панику, вызвали врачей и заставили лечить ее Бог знает какими лекарствами... И вот тогда она действительно сошла с рельсов... Конечно, она нуждалась в отдыхе... Эта история привела ее в ужас — не ее приступ, а обращение с ней. К этому моменту она готова была признать существование своей проблемы, но была уверена, что ничего в Голливуде не произошло бы, будь с ней Ларри. Она умоляла Ларри никогда не оставлять ее на столь долгое время..." Так или иначе, но, несмотря на испытания последних лет, Вивьен Ли, по свидетельству многочисленных друзей, оставалась очаровательной и умной женщиной, сохранившей и чувство юмора. Она продолжала играть в спектаклях и сниматься в фильмах. Вместе с Оливье они сыграли в трех пьесах Шекспира. У Оливье тем временем начался роман с актрисой Джоан Плоурайт. Он познакомил жену с молодым актером Питером Финчем, с которым его связывала, как поговаривали, слишком тесная дружба. Финч, похожий на самого Оливье в юности, стал активно ухаживать за Вивьен. Оливье не препятствовал, а, наоборот, всячески способствовал их сближению, чтобы затем потребовать развода, ссылаясь на ее измену. В день рождения Вивьен, когда ей исполнилось 45 лет, он "любезно подарил ей "роллс-ройс" стоимостью в семь тысяч фунтов и еще любезнее объяснил, что им пора бы расстаться". "Ложь, которая живет в человеке и разрастается в язву", — скажет Вивьен о тех временах. Актер курсировал между Лондоном и Нью-Йорком и вскоре прислал Вивьен телеграмму с просьбой о разводе. Они развелись в 1960 году, и Оливье не замедлил жениться на Плоурайт. Это резко ухудшило состояние Вивьен, и она начала опять принимать сеансы электрошока. Сеансы сопровождались сильными головными болями и оставляли на голове актрисы следы от электрических разрядов. Приезжая на очередной сеанс, она дрожала, нервничала и была не в состоянии сидеть. Наконец лечение электрошоком было прекращено и заменено психотропными препаратами. Надо отдать должное мужеству Вивьен. Развод с Оливье был для нее тяжелым ударом, но она сумела его перенести. В это время рядом с ней был актер Дж. Мерривейл, с которым ее связывала давняя дружба. Он помог ей выстоять, не отходя от нее ни на шаг и не позволяя приходить в отчаяние, когда с ней случались приступы. Вивьен очень привязалась к Мерривейлу. Она отказалась выйти за него, в глубине души все еще надеясь на примирение с Оливье, любовь к которому сохранила на всю жизнь. Вивьен никогда не осуждала ни его, ни ее и никому не позволяла говорить плохо о человеке, которого боготворила до самой смерти. Она не верила в серьезность своей болезни и не теряла присутствия духа: "Настоящая актриса не боится возраста. Буду играть до девяноста лет", — смеялась она. Ей оставалось жить 7 лет, и она еще сыграла немало ролей, а за полгода до смерти танцевала на сцене с грацией 25-летней девушки. Однако приступы депрессии продолжали мучить Вивьен. Осенью 1963 года один из таких приступов начался прямо на сцене во время вечернего спектакля, который пришлось прервать. Кроме того, ее начали преследовать "призраки прошлых лет" — различные ситуации из совместной жизни с Лоуренсом Оливье. Она долго не могла выйти из депрессии, но в конце концов ей это удалось. Все-таки у нее была исключительная сила воли, во многом воспитанная профессией. Она могла заставить себя смеяться и лучиться счастьем на сцене, в то время как на душе висела огромная тяжесть, а в теле гнездилось физическое недомогание. 28 мая 1967 года лечащий врач Вивьен объявил потрясшую всех новость: туберкулезом захвачены оба легких, положение актрисы критическое. На следующий день он предложил ей лечь в больницу, но звездаотказалась: слишком живы еще были воспоминания об английской клинике. Пришлось назначить лечение в домашних условиях. Врач обещал, что Вивьен будет здорова через три месяца при условии неукоснительного соблюдения всех предписаний и полного покоя. Но... К ней ежедневно приходили гости. Охранявший ее Мерривейл умолял их не задерживаться больше 20 минут. Как свидетельствует один из гостей — Дуглас Фэрбенкс-младший, "она, со своим всегдашним упрямством, насмешливо и вопиюще нарушала указания врача не курить, не вставать с постели, не говорить и не утомляться". В свой последний вечер, 7 июля 1967 года, принимая гостей, делилась планами на будущее. Мерривейл, зайдя к ней после вечернего спектакля, обнаружил Вивьен, лежащей на полу, лицом вниз. Ее легкие были полны жидкости — она захлебнулась собственным жидкостным содержимым. Она уже сыграла свою последнюю сцену... Поставленный Вивьен Ли еще в 1945 году диагноз "туберкулез", безоговорочно подтвержденный в 1967 году, и вся история его лечения дают основание предполагать, что действительной причиной смерти актрисы явилось неправильное лечение. Так считают сегодня специалисты в области психиатрии. По их мнению, уже в 1949 году было известно, что некоторые внутренние болезни могут сопровождаться симптоматикой, характерной для заболеваний психического порядка, что туберкулез влияет на психику. Изучение историй болезни многих людей, проведенное в 1978 году, показало, что лекарства, прописываемые больным обычными заболеваниями, в 9,1 процента случаев провоцировали отклонения, характерные для психопатических расстройств: беспричинное беспокойство, резкую смену настроения, личностные изменения, депрессию, расстройство сна — то есть как раз те нарушения, от которых в различные периоды своего лечения страдала Вивьен Ли! Исследования также подтвердили, что такой препарат, как изониазид — один из тех, что давали Вивьен Ли от туберкулеза, в большинстве случаев вызывает вышеупомянутые психические нарушения средней тяжести или более глубокие. В медицинских справочниках в качестве побочных действий изониазида перечисляются бессонница, головные боли, беспокойство, нарушение мозговой деятельности и токсический психоз. Страдая от этих расстройств и постепенно слабея физически, не зная действительных причин своего состояния, годами подвергаясь действию жестокого и, по сути, бесполезного лечения электрошоком,принимая лекарства, усугубляющие физическую слабость, блестящая актриса и красавица Вивьен Ли постепенно теряла рассудок, любимого мужа, карьеру. И наконец, жизнь.

YaNa: Фильмография Вивьен Ли 1935 — Деревенский сквайр / The Village Squire 1935 — Взгляни и засмейся / Look up and Laugh 1935 — Дела идут на лад / Things are Looking up 1935 — Джентльменское соглашение / Gentlemen’s Agreement 1936 — Пламя над Англией / Fire Over England 1937 — Мрачное путешествие / Dark Journey 1937 — Буря в стакане воды / Storm in a Teacup 1938 — Янки в Оксфорде / A Yank at Oxford — Эльза Крэдок 1938 — Двадцать один день / 21 Days 1938 — Переулок Св. Мартина / St. Martin’s Lane — Рекс Хариссон 1938 — Тротуары Лондона / Sidewalks of London 1939 — Унесённые ветром / Gone With The Wind — Скарлетт О’Хара 1940 — Мост Ватерлоо / Waterloo Bridge 1941 — Леди Гамильтон / That Hamilton Woman — Эмма Гамильтон 1945 — Цезарь и Клеопатра — Клеопатра 1948 — Анна Каренина / Anna Karenina — Анна Каренина 1951 — Трамвай «Желание» / A Streetcar Named Desire — Бланш Дюбуа 1961 — Римская весна миссис Стоун / The Roman Spring of Mrs. Stone — Карэн Стоун 1962 — Глубокое синее море / The deep blue sea 1965 — Корабль дураков / Ship of Fools — Мэри Тредвел

YaNa: Награды и премии: Британская академия, 1953 год Победитель: Лучшая британская актриса («Трамвай `Желание`») Оскар, 1952 год Победитель: Лучшая женская роль («Трамвай `Желание`») Золотой глобус, 1952 год Номинации: Лучшая женская роль (драма) («Трамвай `Желание`») Венецианский кинофестиваль, 1951 год Победитель: Кубок Вольпи за лучшую женскую роль («Трамвай `Желание`») Оскар, 1940 год Победитель: Лучшая женская роль («Унесенные ветром»)


YaNa: Афоризмы Вивьен: - Намного легче заставить людей заплакать, чем засмеяться. - Мужчина, который совершенно не способен быть верным, по крайней мере верен себе. - Нет некрасивых женщин - есть только женщины, не знающие, что они красивы - Мой знак зодиака Скорпион, а они съедают себя и сжигают изнутри. Я порхаю между счастьем и тайнами. Я и ханжа, и еретик в одном лице. Я говорю, что думаю и не претворяюсь и я готова принять все последствия своего поведения. - Я не могу быть одна. Я становлюсь беспокойной. Мне все время что-то делать. Я очень нетерпеливый и упрямый человек. - Я надеюсь я обладаю одной чертой, которой никогда не имела Скарлетт, чувством юмора. Я хочу получать радость от жизни. А у нее есть одна черта, которой, я надеюсь, никогда не будет у меня, это эгоизм.

YaNa: Любимый цветок: белая роза. Вредные привычки: курение, употребление алкогольных напитков, любовь к нецензурным выражениям. Любимые модельеры: Balmains, Norman Hartnell, Molyneux, Victor Steibel. Иногда Mrs. Wannamaker, Harrods. Обувь, как правило, от Rayne's. Языки: немецкий, французский, итальянский. Изучала русский. Болезни: хронический туберкулез и маниакальная депрессия. Вес: 53 кг. Рост: 161 см. Талия: 55 см. Глаза: периодически меняли цвет от голубого до зеленого. Волосы: каштановые.

Missis Butler: YaNa пишет: Любимый цветок: белая роза. У меня тоже

Missis Butler: Интересные мнения, высказывания и факты о Вивьен: Джон Глиддон, агент: "Вивьен очаровала всех и каждого. Даже в зале чувствовалась сила ее обаяния." Леди Ламберт: "То, чего она не могла иметь, она хотела. То, что было во власти других, она тоже немедленно стремилась заполучить. В молодости Вивьен отличалась безжалостностью, которая доходила до крайности как в большом, так и малом." Рост у Вивьен был 1.61 м Вивьен Ли: "Скарлетт была не из числа людей, с которыми легко ладить – то же относится и ко мне. Спокойствие мне не свойственно. Мне нужно заниматься разными вещами. Я все время о чем-то тревожусь. Я очень нетерпеливый человек и очень упрямый. Если я решила что-то сделать, то меня уже не отговорить от этого. Я бросаюсь вперед сломя голову, не раздумывая. Это моя беда. Меня восхищает в ней одна вещь – ее смелость. Этого у нее больше, чем когда-либо было у меня." Вивьен не любила пересматривать кинофильм "Унесённые ветром". "Мне очень тяжело думать об этом фильме. Многие уже умерли - Кларк, Лесли, Уолтер, дорогая Хетти, Виктор, даже сама Маргарет Митчелл. Последний раз, когда я смотрела фильм, я была в прострации целый день. Она шла к цели всеми возможными способами. Вивьен была очень неплохим психологом, она могла найти подход к различным людям и в итоге почти всегда добивалась своего. У нее была сильна развита интуиция и предвидение. Она говорила о том, что сыграет роль Скарлетт и, позже, Клеопатры задолго до того, как решение об ее участии было принято.

Missis Butler: Самые громкие романы ХХ века Вивьен Ли: Вальс погаснувших свечей У испанцев есть поговорка: “Бери у Бога все, что ты хочешь, но не забывай вовремя платить по счетам”. Вивьен Ли с удивительной легкостью забирала у жизни все, о чем только мечтала. У нее были любящий муж, интересная работа и мировая слава, в которой она растворялась, словно в бархатном волнующем сне. Но с чисто женской рассеянностью актриса забыла, что за эти дары рано или поздно нужно будет заплатить. И в итоге жестоко поплатилась за свою ошибку. Мир, составлявший все ее счастье, в одно мгновение унес холодный ветер одиночества… Ветер перемен Вивьен очень волновалась. Тонкие пальцы нервно теребили дорогие перчатки, когда Вивьен Ли поднималась по лестнице. Актрисе было трудно дышать: спертый воздух киностудии раздирал легкие на части. Остановившись у заветной двери, она секунду помедлила, собираясь с силами. Продюсер фильма “Унесенные ветром”, Дэвид Селзник молча смотрел на вошедшую посетительницу. - Я пробовалась у вас на роль Скарлетт. Неделю назад. – запинаясь, пробормотала Вивьен. Пауза. Не меняя позы, Селзник лениво ответил: - Вы приняты. Роль ваша. За показной невозмутимостью скрывались совсем другие чувства. В течение двух лет Дэвид безуспешно пытался найти актрису на главную роль в фильме “Унесенные ветром”. В конкурсе участвовали лучшие дивы Голливуда, но каждый раз, просматривая метры кинопленки, Селзник понимал - все не то. Красивые куклы - не более того. В них не было главного: шарма и безудержной жажды жизни. Увидев на съемочной площадке Вивьен, предприимчивый продюсер скорее ощутил, чем осознал, что его одиссея подошла к финалу. Он, наконец, нашел ее. Свою Скарлетт. …Когда Вивьен ворвалась в дом, было непонятно, плачет она или смеется. У порога актриса бросила букет купленных у торговки цветов, а сама повисла на шее у своего любовника. - Меня приняли, понимаешь, приняли! Я буду играть Скарлетт! Лоуренс Оливье растерянно смотрел на цветочный ворох у ног и нежно целовал душистые локоны подруги. Он не знал, радоваться успеху Вивьен или нет. Звездная пара Такая любовь встречается только в старых сказках или пошлых мелодрамах, а в реальной жизни почти никогда. Но любое правило имеет свои исключения. Подобным исключением оказалась история Вивьен Ли и Лоуренса Оливье. К моменту первой встречи обоих надежно держали обручальные кандалы. Муж Вивьен – степенный буржуа Ли Холман боготворил свою молодую талантливую жену, которая была на тринадцать лет его моложе. У них росла дочь. На первый взгляд - идеальный брак. Но только на первый. Оливье также считался вполне добропорядочным семьянином. Трудно сказать, кого зрители обожали больше – его или мадам Оливье, знаменитую актрису Джулию Эсмонд. Так что ни Вивьен, ни Лоуренс явно не собирались ничего менять в своей личной жизни, как вдруг… В устроенное размеренное существование ворвалась шальная любовь, с первого взгляда поработившая тела и рассудок. Их познакомили случайно, но уже спустя несколько секунд Оливье с восторгом погрузился в омут зеленых глаз Вивьен, а она в каком-то полузабытьи не выпускала его руки, борясь с тайным желанием поднести ее к своим вдруг пересохшим губам. Ничего другого для этих двоих в тот момент не существовало. Время остановилось. Дальнейшие дни напоминали смерч, сметающий все на своем пути. Уже после нескольких встреч они, почти не раздумывая, решили жить вместе. Разрыв происходил по всем законам жанра. Вивьен, запихивая в чемодан ворох шелковых платьев и чулок, одновременно умоляла мужа о разводе. Тот просил образумиться и подумать о судьбе дочери. Будучи человеком прагматичным, он не верил, что Вивьен может разрушить прочный брак из-за мимолетной блажи. Однако для актрисы имел значение только Лоуренс и никто больше, все остальное в одночасье кануло в Лету. Захлебываясь слезами (счастья? сожаления?), она стремительно захлопнула дверь в прошлое и, подхватив немудреные пожитки, устремилась к соблазнительному настоящему. Последний разговор супругов Оливье также был очень болезненным. Но Джулия нашла в себе силы понять: невозможно требовать от мужчины того, что он делать не хочет, легче сдвинуть гору. Лоуренс был непреклонен и по-своему жесток: - Я люблю ее. Вивьен для меня все. – Повторял он, комкая рубашки и галстуки и неумело запихивая их в дорожную сумку. В эту минуту он казался невменяемым. Расширенные зрачки, белое лицо, резкие движения. Экс-жена молча закрыла за ним дверь. …Их совместная жизнь поначалу стала сущим безумием, превратившись в одну счастливую ночь. Ночь, длиной в месяцы. Они не замечали никого вокруг, окунувшись в волнующую близость душ и тел. Лоуренс упивался хрупкой красотой своей подруги, боясь причинить ей боль и страдание. Он осыпал ее цветами, кутал плечи в меха и придумывал способы, чтобы развеять ее грусть. Вивьен обладала сумбурным непредсказуемым характером, переходя от тоски к безудержному веселью. Однако вскоре она несколько пресытилась этой чувственностью. Невозможно день изо дня пить один и тот же коктейль страсти, иногда хочется чего-то иного. Ее деятельный ум и жажда славы требовали большего, чем смятая постель. И тут, благодаря подсказке судьбы, Ли услышала о пробах в фильме “Унесенные ветром”. Винтовая лестница Роль Скарлетт стала звездной для Вивьен Ли. Это был триумф, яркий и обжигающий. Во время съемок “Унесенных ветром” она впервые почувствовала себя Актрисой. Работа приносила ей такое удовлетворение, что Лоуренс подчас начинал ревновать свою невенчанную жену. Дома она все чаще замыкалась в себе, холодно реагировала на ласки и витала в облаках, но на съемочной площадке неизменно преображалась. Она излучала жизнь, секс и здоровую долю эгоизма. Истинная Скарлетт О Хара. Немало неприятных минут Оливье добавил и партнер Вивьен, Кларк Гейбл. Гейбл слыл известным серцеедом, перед ним не могла устоять ни одна женщина. Узнав, что его жена будет сниматься с Гейблом, Лоуренс тут же вообразил себе громкий скандал пополам с адюльтером. Однако страхи его были напрасными. Гейбл и Ли сразу же невзлюбили друг друга. Кларк высмеивал английский акцент Вивьен и ее показную чопорность, Вивьен тошнило от одной мысли о поцелуе с мистером Гейблом. Тот постоянно пил виски и жевал чеснок, так что иногда молодой актрисе приходилось сдерживаться изо всех сил, чтобы не оттолкнуть партнера. Впрочем, она мужественно терпела, больше всего на свете ее интересовала работа, она снималась по несколько часов в сутки, не испытывая при этом ни усталости, ни раздражения. За Скарлетт Вивьен получила “Оскара” и любовь тысячи зрителей. Фраза “Об этом я подумаю завтра!” обошла весь мир и стала визитной карточкой многих светских дам. За этим фильмом последовали другие. Иногда казалось, что Вивьен, задыхаясь от наслаждения, бежит вверх по винтовой лестнице успеха, не зная, что ее ждет впереди. А пока Скарлетт О Хара покоряла одну страну за другой, на экраны вышел другой фильм с участием Вивьен: “Мост Ватерлоо”. Поразительно, как довольно банальная мелодрама за один сезон стала лидером кинопроката. История проститутки, покончившей с собой ради любви, оказалась как нельзя кстати в эти военные годы. На кинопросмотрах женщины рыдали, комкая носовые платки. А “Вальс погасших свечей” звучал почти из каждого ресторана. Некоторые владельцы пытались повторить эту задумку режиссера. Перед закрытием ресторана оркестр начинал играть щемящую мелодию. Парочки медленно кружились в вальсе. Постепенно музыканты один за другим уходили из зала, гася по свече, пока на сцене не оставался скрипач. После финальных аккордов одинокой скрипки ресторан на секунду погружался во мрак. Трещина по имени брак Она много снималась и много играла в театре. Вскоре Вивьен с Лоуренсом снялись в фильме “Эта женщина Гамильтон” ( в советском прокате он вышел под названием “Леди Гамильтон”. И вновь успех. И снова ее называют самой красивой и обольстительной кинодивой. Счастливой женщиной. Между тем, в семье Вивьен Ли было не все ладно, как казалось на первый взгляд. В 1940 году муж Вивьен наконец смирился с затянувшимся адюльтером своей номинальной жены и дал ей долгожданный развод. Вивьен и Лоуренс поженились без особой помпы. К этому времени оба настолько привыкли друг к другу, что считали себя родными и близкими по духу людьми. Брак стал необходимой данью общественному мнению, закрепив и без того устойчивый имидж звездной пары. Лоуренс по-прежнему не чаял в жене души, но… Он ревновал ее, ревновал к кино. Работая, она забывала обо всем. Как сомнамбула она бродила по дому со сценарием в руках, почти ничего не ела и спала два-три часа в сутки. Актриса похудела и подурнела. Волнение пред съемками Вивьен глушила сигаретами. Лоуренс приходил в ужас, замечая, сколько выкуривает его жена в день. Он прятал пачки, но она с удивительной легкостью находила тайники мужа. И все шло по новой. Сигареты, бессонные ночи, изнуряющие будни и гастроли. Постепенно работа стала заменять ей и любовь. Кино и театр оказались наркотиком, против которого актриса не могла устоять. Единственно, что ее еще могло сдержать в этой бессмысленной карьерной гонке, было рождение ребенка. Увы, подорванное здоровье не позволило Вивьен снова стать матерью. Два выкидыша привели актрису к нервному истощению и поставили крест на ее мечте. Лоуренс был безутешен. Вдобавок медицинское обследование показало: Вивьен серьезно больна туберкулезом. Ей запретили сниматься. Это означало то же, что и запретить дышать. Она выдержала только пять месяцев, пройдя курс лечения в дорогом горном санатории. Бездеятельность угнетала ее характер, заставляя совершать необдуманные поступки. Вернувшись домой, Вивьен устраивала сцены Лоуренсу, плакала, билась в истериках. Даже малая доза алкоголя приводила актрису в неистовство. Нередко Ларри приходилось применять силу, чтобы затолкнуть невменяемую жену в автомобиль и увести подальше от любопытных глаз. Диагноз не утешал – маниакально-депрессивный психоз. Он все еще любил ее, но чувствовал, как это чувство с каждым днем покрывается паутиной не видимых пока трещин боли и сожаления. Трамвай-желание В 1950 году появился очередной кинохит, который покорил Европу, - фильм “Трамвай по имени желание”, где в главных ролях снялись Марлон Брандо и Вивьен Ли. Ли получила второго “Оскара”. Однако снималась она уже из последних сил. Нередко теряла сознание, и съемки прерывались до следующего утра. Хронический туберкулез все чаще давал о себе знать. Сцены между ней и Ларри становились все отвратительней. Вивьен понимала, что рушит свою жизнь, опускаясь на дно, но не могла остановиться. Ей хотелось сесть на трамвай, исполняющий любые желания, и вернуться в прошлое, когда она была молода, красива и желанна. Каждый день зеркало безжалостно показывало новые следы увядания. Зеленые глаза потускнели и потеряли свой изумрудный блеск, в прическе появились седые пряди, а кожа постарела от многолетнего грима и усталости. Мало что напоминало прежнюю жизнерадостную Вивьен. Приступы кашля учащались, а на платке появлялись рубиновые капли. И все же, она, подобно своей любимой героине Скарлетт, не желала сдаваться. Она по-прежнему хотела бежать по винтовой лестнице в святой уверенности, что там, наверху ее ожидает новое чудо. Вивьен исполнилось 47, когда ее надежды разбились вдребезги. Лоуренс собирался сниматься в новом фильме, а Вивьен с радостью принялась учить роль главной героини, полагая, что они оба будут задействованы в этой ленте. Совершенно случайно она услышала разговор мужа по телефону: - С чего ты взял, что я буду сниматься вместе с Вив? Она слишком стара и некрасива для этой роли. Думаю, Джоан Пловрайт подойдет гораздо лучше. Отбросив сценарий, Вивьен забилась в угол и долго плакала, почти физически ощущая его правоту и свою обиду. Она еще не знала, что вскоре навсегда возненавидит имя Джоан Пловрайт. “Праздничный” ужин Один из друзей Вивьен после смерти актрисы признался: “Все ее проблемы заключались в ней самой. Лоуренсу люди говорили: “Ты выдающийся актер столетия!” Ли одаривали другим комплиментом: “Ты самая красивая женщина!”. А она хотела быть, прежде всего, талантливой, если не гениальной актрисой. Красота ушла, а признания своих артистических способностей Вив так и не получила. Отсюда ее безумная гонка за каждой новой ролью. Даже, когда она получала Оскара, Вивьен опять назвали просто красавицей, словно она была королевой красоты, забыв при этом упомянуть о ее таланте. Когда же Ли постарела, у нее не осталось ничего, кроме поблекших старых фотографий. А что может быть ужаснее для женщины, которая стала легендой раньше, чем умерла”. Лоуренс все дни пропадал на съемках, увлекшись свежестью и молодостью своей партнерши Джоан. Вивьен пребывала в уверенности, что он по-прежнему ей верен. Однажды он пригласил ее на ужин. Горели свечи, играла музыка. Вивьен с нежностью смотрела на любимого, как будто не было этих двадцати с лишним лет брака. Она не сразу поняла, о чем ей говорит Ларри: - Я хочу получить развод. Наш брак исчерпал себя. Мне нужна свобода. Я женюсь на Джоан. Ты должна понять. Все происходило, как в замедленной съемке. И вдруг ее легкие словно взорвались. Боль в груди была невыносима. И сквозь пелену слез, стекавших в бокал с шампанским, Вивьен увидела то, чего она так боялась. Старость и одиночество. Жизнь для себя Женитьба Ларри ее окончательно подкосила. До того, как это случилось, Вивьен надеялась: он вернется. Но, увы, лимит сил Оливье на этот раз оказался исчерпан. Он устал от ежедневных скандалов и истерик жены, и теперь мечтал о покое и…молодости, пускай совместно с другой женщиной. Вивьен этого дать уже не могла. Теперь она была предоставлена самой себе. По-прежнему курила, почти не спала и не ела. Она мечтала об одном: “Я бы хотела прожить короткую жизнь с Ларри, чем длинную без него. Если его нет рядом со мной, то мне незачем жить”. Друзья уговаривали пожить для себя, но Ли отмахивалась. Работа, ранее вызывавшая восторг и радость, теперь стала обузой. На одной из пресс-конференций Вивьен горько заметила: “Как только актриса начинает стареть, ее новые и старые роли уходят в небытие. Продюсеры, сценаристы, режиссеры готовы бросить мир к ногам двадцатилетних, но как только актрисе исполняется 50, ее имя выбрасывают на задворки памяти”. Она боялась одиночества, заводила новых друзей, принимала ухаживания старых поклонников. И после очередного приступа болезни, не таясь, отбрасывала окровавленный платок, словно нарочно демонстрировала окружающим свой недуг. Левое легкое было полностью поражено. Иногда, чтобы унять боль, приходилось принимать морфий. Актриса медленно погружалась в грезы, возвращаясь в счастливые дни, где Ларри как и четверть века назад шептал любовные признания и где звучал вальс погасших свечей. Слушая этот вальс, она тихо умерла. Это случилось 7 июля 1967 года. Ей было 53 года. Свеча, дрогнув на ветру в последний раз, погасла. Навсегда. Вивьен Ли стала легендой ХХ века, воплощением молодости, красоты и безудержной жажды жизни. Но в своем стремлении стать лучшей актрисой и превзойти тем самым собственного мужа, Вивьен Ли не заметила, как растеряла свою любовь. А вместе с ней и себя.

Missis Butler: Такая памятная доска висит в Лондоне St. Paul's Church, Covent Garden

Bella: Биография Детство и карьера актрисы Вивьен Мэри Хартли родилась в индийском городе Дарджилинг. Её отец, Эрнест Хартли, англичанин по происхождению, был офицером индийской кавалерии. Мать, Гертруда Робинсон Яки, имела неизвестное происхождение. Скорее всего она была ирландкой. Родители поженились в Кенсингтоне, Лондон, в 1912 году. В 1917 году Эрнеста Хартли перевели в Бангалор, в то время как Гертруда и Вивьен остались в Утакамунд. Вивьен Хартли в первый раз выступила на сцене в возрасте трёх лет, прочитав стихотворение «Маленькая Бо Пип» в составе любительской театральной группы своей матери. Гертруда Хартли старалась привить дочери любовь к литературе и знакомила её с произведениями Ганса Христиана Андерсена, Льюиса Кэрролла и Редьярда Киплинга, а также с рассказами из греческой мифологии. Единственный ребёнок в семье, Вивьен Хартли, была отправлена в Монастырь Святого Сердца в Англии в 1920 году. Её лучшей подругой в монастыре была будущая актриса Морин О'Салливан, с которой Вивьен делилась своим желанием стать «великой актрисой». Вивьен Хартли продолжила своё образование в Европе, вернувшись в 1931 к своим родителям в Англию. Она мечтала стать актрисой, и родители оказывали ей поддержку. Отец помог ей поступить в Королевскую Академию Драматических искусств в Лондоне. В конце 1931 году она встретила Герберта Ли Холмана, адвоката, который был старше её на 13 лет. Несмотря на то, что он не одобрял «людей, связанных с театром», они поженились 20 декабря 1932 года. Вивьен заканчивала своё обучение уже будучи замужем. 12 октября 1933 года она родила ребёнка — девочку, которую назвали Сюзанна, но Вивьен задыхалась от навязанной ей роли домохозяйки. Друзья советовали её на небольшую роль в картине «Дела идут на лад», и эта роль стала дебютом Вивьен на киноэкране. Она наняла агента Джона Гиддона, который заверил её, что имя «Вивьен Холман» не подходит для актрисы, и, отказавшись от предложенного псевдонима «Айприл Морн», она берёт имя «Вивьен Ли». Гиддон порекомендовал её Александру Корда как возможную киноактрису, но тот счёл, что в ней нет потенциала. В 1960 Ли говорит о своем двойственном отношении к её первому одобрению критиков и внезапной славе, комментируя: «Некоторые критики ничего более глупого не придумали, чем сказать тогда, что я была великой актрисой. И я подумала, что это было глупо, подло так сказать, потому что на меня были возложены такое бремя и такая ответственность, которую я просто не могла нести. Мне потребовались годы обучения и мастерства, чтобы оправдать тот титул, который они мне присвоили в своих первых отзывах обо мне. Это было так глупо с их стороны. Я помню того критика очень хорошо, и я никогда его не прощу». Сыграв в спектакле «Маска добродетели» в 1935 году, Вивьен получила отличные отзывы, за которыми последовали интервью и статьи в газетах. Среди этих статей была одна из «Дэйли экспресс», в которой журналист заметил, как «молниеносная перемена произошла на её лице». Это был первый раз, когда публика заметила быстрые смены настроения Вивьен, выделявшие её среди других актрис. Джон Бенджаман описал её как «дух английского девичества». Корда, когда пришло время премьерного показа, понял свою ошибку и подписал с ней контракт, в котором она назвалась своим псевдонимом «Вивьен Ли». Она продолжала играть, но когда Корда перенес постановку в больший театральный зал, Ли обвинили в неумении держать в напряжении такую большую аудиторию и заставили корректировать свой голос, чтобы его было слышно во всех концах зала. Из-за этого спектакль закрыли.

Bella: Международный успех Оливье развивал карьеру в кино, но несмотря на успех в Британии, его плохо знали в Штатах, а ранние попытки представить себя на американском рынке провалились. Согласившись на роль Хитклиффа в фильме «Грозовой перевал», он уехал в Голливуд и оставил Вивьен в Лондоне. Продюсер картины Сэмюэл Голдвин и режиссёр Уильям Уайлер предложили Вивьен роль второго плана, Изабеллу. Она отказалась, заявив, что будет играть только главную роль, Кэти, но эту роль уже отдали Мерл Оберон. Вивьен Ли в «Унесённых ветром»(1939) В это время в Голливуде активно искали актрису на роль Скарлетт в «Унесённых ветром»(1939). Американский агент Вивьен Ли предложил её кандидатуру в феврале 1938. В том же месяце Дэвид Селзник посмотрел её работы «Пламя над Англией» и «Янки в Оксфорде», и с этого момента Вивьен стала серьёзной претенденткой на роль. В период между февралём и августом, Селзник просмотрел все её английские картины, а к августу он вел переговоры с продюсером Александром Корда, с которым у Вивьен Ли был подписан контракт. 18 октября Селзник написал тайную записку режиссёру фильма Джорджу Кьюкору: «Я все ещё надеюсь на эту новую девушку». Вивьен переехала в Лос-Анджелес под предлогом того, чтобы быть рядом с Оливье. Когда Майрон Селзник (брат Дэвида), который также представлял и Оливье, встретил Вивьен Ли, он понял, что она обладает всеми теми качествами, которые его брат так долго искал. Майрон отвёл Вивьен и Оливье на площадку к Дэвиду, где снимали сцену пожара в Атланте. На следующий день Вивьен прочла отрывок из сценария для Селзника, который устроил кинопробы. Селзник написал тогда своей жене: «Она Скарлетт — темная лошадка и выглядит чертовски привлекательно. Говорю тебе в строжайшем секрете: круг претенденток сузился до Полетт Годдар, Джин Артур, Джоан Беннетт и Вивьен Ли.» Режиссёр Джордж Кьюкор согласился с общим мнением и восхвалял «невероятную безудержность» Вивьен, которая получила свою роль вскоре после этого. Киносъёмки оказались сложными для Вивьен. Кьюкор был уволен и заменён Виктором Флемингом, с которым Ли часто ссорилась. Она и Оливия де Хэвилленд (Мелани Гамильтон) тайно встречались с Кьюкором по ночам и на выходных, чтобы спросить у него совета в исполнении своих ролей. Вивьен подружилась с Кларком Гейблом (Ретт Батлер) и его женой Кэрол Ломбард, а также и с де Хэвилленд, но часто ссорилась с Лесли Говардом (Эшли Уилкс), с которым должна была сыграть несколько эмоциональных эпизодов. Также её раздражала необходимость иногда работать 7 дней в неделю, часто до поздней ночи, к тому же она скучала по Оливье, который работал тогда в Нью-Йорке. Она писала Ли Холману: «Я не выношу Голливуд… Я никогда к этому не привыкну — как я ненавижу сниматься в кино». В 2006 де Хэвилленд опровергла заявления о маниакальном поведении Вивьен Ли во время съёмок «Унесенных ветром», опубликованные в биографии Лоуренса Оливье. Она встала на защиту Ли, говоря: «Вивьен была безукоризненно профессиональна, безукоризненно дисциплинирована на съемках. У неё были 2 огромные задачи: делать все, что в её силах в работе над чрезвычайно сложной ролью и находиться в разлуке с Ларри (Оливье), который был в Нью-Йорке.» «Унесенные ветром» мгновенно принесли Вивьен Ли внимание и славу, но она сказала: «Я — не кинозвезда. Я — актриса. Быть кинозвездой — просто кинозвездой — это как фальшивая жизнь, прожитая во имя фальшивых ценностей и ради известности. Актёрство это надолго и в нём всегда есть превосходные роли, которые можно сыграть». Из десяти премий «Оскар», выигранных «Унесенными ветром», была и премия за лучшую женскую роль, которую получила Вивьен Ли. Она также выиграла награду как лучшая актриса, полученную от «New York Film Critics Circle».

Elen: * Вивиен всегда стеснялась своих рук (считала кисти слишком большими) и часто в академии прятала их, скрестив руки и обхватив ими бока, а позже любила украшать пальцы перстнями и кольцами, что по ее мению скрывало реальный размер ладони... "Руки прачки" - так называла их Вивьен. * Вивьен Ли страстно любила разгадывать кроссворды и даже после ее смерти в комнате нашли несколько. * Ненавидела слово "милая", как абсолютно бесцветное качество не говорящее о человеке ничего.

Elen: Вивиан Мэри Хартли, родилась 5 ноября 1913 года. Существует поверье, что ее мать Гертруда Хартли, страстно желавшая чтобы девочка родилась красавицей, часто в утренний час смотрела на Гималайские горы, медитировала, стараясь передать их красоту своей еще не родившейся дочери. А вот имя Вивиан досталось девочке от семьи отца - Эрнеста Хартли. Это имя часто встречалось в семье Эрнеста, которая проживала в Йоркшире (хотя они также имели французские корнеи). "Мэри" же было предпочтением Гертруды. Так девочка получила два имени Вивиан Мэри и фамилию Хартли. От всего этого она избавится уже повзраслев и станет извесной нам Вивьен Ли.

Elen: О знакомстве Вивьен с первым мужем вспоминают Клер и Хилари Мартин: "Вивьен сказала, что Ли Холман (первый муж) выглядит как идеальный англичанин и что она выйдет за него замуж". На возражение сестер, что он уже практически обручен, Вивьен заявила: "Это не имеет значения. Он еще не видел меня". Леди Ламберт вспоминала: "То, чего она не могла иметь, она хотела. То, что было во власти других, она тоже немедленно стремилась заполучить. В молодости Вивьен отличалась безжалостностью, которая доходила до крайности как в большом, так и малом."

Elen: Вивьен поспешила выйти замуж за Ли Холмана, и поступила так из соображений романтического и сугубо практического характера – подобная двойственность натуры была свойственна ей в течение всей жизни. Даже когда она уже долго жила с Лоуренсом Оливье и развод с Ли Холманом был делом практически решенным, она некоторым образом вводила его в заблуждение тоном своих писем и телефонных разговоров. Письма Вивьен к Ли Холману полны двусмысленности. Несомненно, если бы Ли Холман дал согласие на расторжение брака, Вивьен тотчас бы вышла замуж за Оливье. Но пока он этого не делал. Можно было подумать, что письма писала женщина, которая до сих пор считает себя его любящей женой, просто временно отсутствующей. Обманчивый тон писем несомненно вносил в душу Холмана сомнение относительно твердости принятого ею решения. Он продолжал верить, что Вивьен вернется к нему. И он продолжал любить...

Elen: С Ли Холманом Вивьен Ли сохранила очень теплые, дружеские отношения до самой смерти, часто гостила у него и путешествовала вместе с ним. Многие оставались в замешательстве поведением Вивьен Ли. Кто-то называл ее непоследовательной, кто-то благородной. В любом случае, именно от этого брака продолжилась Вивьен Ли в следущих поколених. Внук, сын ее дочери как две капли воды был похож на своего дедушку. Хотя инициатором развода была именно она, но до самых последних дней все любящие Вивьен Ли люди вспоминали о ней самым теплым образом. Ли Холман не был исключением.

Elen: Сюзанна Холман родилась 12 октября, 1933 года. Вивьен на то время было 19 лет, она не пробыла замужем и года. В своем дневнике Вивьен сделала лишь маленькую заметку "У меня девочка." Сюзанна родилась на месяц раньше срока. Службе доставки пришлось нелегко. Это было за несколько недель до того, как мать и дочь вернулись домой, но и этого хватило, чтобы соскучиться, семья замечательно управлялась с хозяйством, а о маленькой Сюзанне хорошо заботилась нянька-кормилица." Однако молодость и амбиции Вивьен Ли били ключем. Ей хотелось ролей, успеха, новизны и роль стабильной матери была одной из самых неинтересных для нее на тот период. Вивьен увлеклась карьерой. Ее дочь была в надежных руках. И перерыв Вивьен Ли в карьере благополучно завершился, когда она блестяще сыграла в "Маске Добродетелей". Критики обожали ее и бредили о ней: "Вивьен Ли сияла в новой роли"! Журналисты кружились вокруг Вивьен, словно назойливые мухи, им удалось заполучить самую первую фотографию Вивьен с Сьюзен на руках...

Elen: Сюзанна была больше дочерью своего стабильного отца, чем яркой, искрящейся матери. Девочка надолго затаила обиду, что мать бросила ее, ушла из семьи, занималась не ей, а карьерой. Многим позже Ли Холман примет большое участие в том, чтобы примирить родных женщин. И это ему удастся! В двадцать четыре года Сюзанна выйдет замуж и родила троих мальчиков. Вивьен Ли нравилось быть бабушкой, заботливой, доброй, отзывчивой. Так уходит молодость и приходит осознание близости с родными, необходимость их поддержки, так приходит радость того, что жизнь продолжается в твоих детях и внуках!

Elen: Некоторые факты: -даже после развода с Оливье на багаже Вивьен была монограмма VLO, что означает Vivien Leigh Olivier -Вивьен всегда куда-либо отправлялась только вместе с подаренным ей Оливье на 45-летие Роллс-Ройсом. -своим поклонникам Вивьен посылала поздравительные открытки. правда, после развода с Оливье она не делала этого 5 лет, но в рождество 66 года поклонники получили открытку с фото нового дома актрисы на Tickerage Mill. - когда Вивьен была в америке на съемках последнего фильма Корабль дураков, пришедши с другом в ночной клуб, актриса была немало удивлена. При её появлении музыканты заиграли мотив из Унесённых ветром, а все гости встали с мест и зааплодировали таланту Ли. И ей это нравилось! -Вивьен не любила пересматривать кинофильм "Унесённые ветром". ей было больно: "Мне очень тяжело думать об этом фильме...многие уже умерли - Кларк, Лесли, Уолтер, дорогая Хетти, Виктор, даже сама Маргарет Митчелл...Последний раз, когда я смотрела фильм, я была в прострации целый день. -любимым цветом Вивьен был белый. - Вивьен считала, что её волосы слишком сильно завиваются, и поэтосу она часто ходила их выпрямлять. Её любимыми мастерами были Филлис Эрл и Элизабет Арден. - Одним из самых любимых поэтов Вивьен Ли, которого она часто перечитывала, был Дилан Томас (Вивьен Ли: "...По-моему, это один из лучших поэтов")

Elen: Vivien Leigh, Вивьен Ли умерла летом 1967 года в своем доме на Итен сквер в Лондоне. Это было уже многим позже развода со своим прославленным мужем, гением театральной сцены Англии - Лоуренсом Оливье, а для многих поклонников Вивьен Ли - просто трусом и предателем... Вивьен Ли жила на Итен сквер не одна. Рядом с ней был Джек Мерривайл. Мужчина, обожавший Вивьен Ли такой, какой она была. Капризной, болевшей, стареющей, но для него, всё равно - королевой! То лето выдалось не жарким. Он вернулся домой, после съёмок и зашёл к Вивьен в спальню. Другая версия, что Джек Мерривайл услышал глухой стук и открыл дверь спальни Вивьен... Она лежала на полу. Судя по всему, она поднялась для того чтобы пройти в ванную комнату, но упала. Он бережно поднял её наруки и опустил на постель, где лежал недарозгаданный кроссворд, которые Вивьен Ли очень любила. Мерривайл вызвал врача, ночью позвонил друзьям, которые приехали на Итен сквер. А в восемь утра позвонил Лоуренсу Оливье. Сэр Лоуренс Оливье лежал в этот момент в больнице. Ему был поставлен диагноз рак простаты. Но он поднялся, оделся и немедленно приехал в свой бывший дом, где он не был семь лет. Он поднялся по знакомым лестницам, прошёл в спальню Вивьен и очень долго Оливье находился один с мёртвой Вивьен ЛИ.

Elen: Пройдет двадцать лет, выйдет книга - автобиография Лоуренса Оливье, его воспоминания. Там он напишет о том, как стоял у постели Вив и молился (никто не знает этого в точности, но так говорил себялюбивый актер, на котором так и остался груз укоров людей, которые остались любить Вивьен Ли дольше него. Интересно, не было ли это красивым, практически готовым для театральной постановки вымыслом?..). И так, по версии Лоуренса Оливье, у него текли слёзы и он просил прощения у господа бога за всё грехи и за всё то, что происходило между ними. Сколько горя причинил он ей и сколько горя принила она ему. Всё было уже давно кончено и не кончено... И в наше время многие биографы и поклонники Вивьен с укором вспоминают поведение любимого Ларри по отношению к Вивьен Ли. Но, возможно, ответ, как и прощение, здесь: он так и остался её ЛЮБИМЫМ! Вечная память большой любви. И вечная слава Вивьен ЛИ!

Elen: ЦИТАТЫ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ О ВИВЬЕН ЛИ: ДЖОН ГЛИДДОН (агент): -Вивьен, ты будешь великой звездой - такой как Гарбо. (1935 год). -Вивьен очаровала всех и каждого. Даже в зале чувствовалась сила ее обаяния. ЛОУРЕНС ОЛИВЬЕ (актер, муж): -Критики могли простить ей плохую игру, но не могли простить ее красоты. ЭЛИА КАЗАН (режиссер): -Если это будет необходимо для роли, она, кажется, пройдет и по битому стеклу. -Вивьен была не слишком талантлива, но она была примером актрисы, готовой принести себя в жертву роли. -Она была актрисой от Бога, она работала над ролью инстинктивно, не привлекая сознания, за исключением тех моментов, в которых чувствовалось влияние Ларри. ТЕННЕСИ УИЛЬЯМС (писатель): -В роли Бланш Дюбуа все, что я задумал, и многое, о чем я даже не мечтал. ДЖЕК МЭРИВЕЙЛ (друг): -Чувствовалось, что Вивьен во всех делах была более практичной, чем Ларри, но, как истинная женщина, создавала у мужа впечатление, что решения принимает он сам. -Весь остаток её жизни каждую свободную минуту я неотлучно находился при Вивьен, а всё остальное время был рядом с ней в мыслях. РИЧАРД АТТЕНБОРО (актер): -Вивьен проявляла незаурядную проницательность в вопросах карьеры. Она могла предвидеть будущее с невероятной ясностью и точностью – и не только для себя, но и для других. СТЕНЛИ ХОЛЛ: -Там, где была она, не исчезали улыбки и не замолкали комплименты. Некоторые в ее присутствии чувствовали себя скованными. Она обладала мужским умом. Ей никогда нельзя было сказать: "Какое красивое платье, Вивьен!" – потому, что она немедленно перебила бы вас. Она не переносила комплиментов и реагировала на них, как мужчина. БИНКИ БОМОНТ: -Вы должны думать о ней, как о мужчине.

Elen: У Вивьен Ли было несколько домашних животных. Среди них: Кот Tissy (черно-белый, с ленивой мордахой) Кот New Вивьен любила путешествовать с ним. А Ларри покупал ему кучу веселых побрекушек. Они очень любили этого кота. К сожалению, однажды, он был раздавлен машиной. Собака Sebastian (гигантский лабрадор, появившийся у Вивьен Ли за год до ее смерти)... Кот Poo Jones (сиамский кот, который жил с актрисой до 1960 года). Один из самых любимых котов Вивьен. Он стал последним, кто видел Вивьен живой, так как спал рядом сней, когда была найдена Вивьен.

YaNa: Elen,спасибо вам за интересную информацию

Elen: Не за что. Очень хотелось проникнуть в мельчайшие подробности жизни нашей любимой ВИВ.



полная версия страницы